Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
-детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
для детей средней группы
На тему: Чтение
сказки «Бежал ёжик по дорожке»
Сердюк Наталья Владимировна
Воспитатель МАДОУ
ДСКВ №15 «Солнышко»
Тел. (86153) 5-58-62
353600,
Краснодарский край,
ст. Староминская,
ул. Новая 2.
Рецензия
на непосредственно
образовательную деятельность Сердюк Натальи Владимировны воспитателя МАДОУ ДСКВ
№15 «Солнышко»
Непосредственно образовательная
деятельность по познавательно-речевому направлению, область «Художественная
литература» на тему: «Бежал ежик по дорожке» составлена для детей средней группе
(4-5 лет) в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.
Е. Вераксы. Воспитательно – образовательное значение непосредственно
образовательной деятельности определяется правильным отбором программного
содержания, в соответствии с возрастом детей, хорошей организацией, подготовкой
воспитателя, подборкой соответствующего оборудования и четким руководством
деятельностью детей. Подготовительная работа соответствует содержанию занятия: беседа, рассматривание иллюстраций к сказке,
характеристика животных. Занятие имеет
определенную структуру, выделяется три основные части, которые неразрывно
связанны общим содержанием и методикой.
Все этапы занятия логически взаимосвязаны и выстраиваются в единый
увлекательный сюжет, который решает воспитательные задачи: воспитание интереса
к художественной литературе.
Начало занятия предполагает
непосредственную организацию детей, вызывает интерес на предстоящую
деятельность, соответствующий эмоциональный настрой. В ходе занятия приемы индивидуализируются в соответствии с уровнем
развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. На
протяжении всего занятия воспитатель удерживает интерес детей участием героев
сказки. Воспитатель задает вопросы
побуждающего характера, что активизирует мышление детей, исправляет ошибки в
речи детей, дополняет ответы. Педагог распределяет время. Для поддержания
интереса детей использует ИКТ. Излагаемый материал доступен для детей данного
возраста.
В ходе непосредственно образовательной
деятельности использовались здоровье сберегающие технологии, включена
физминутка с элементами игры.
Занятие построено и проведено методически
грамотно, воспитатель проявил творческий подход в определении идеи занятия, в
его организации и подборе дидактического материала.
Старший воспитатель __________/Решетняк Е. А./
Пояснительная записка
на
непосредственно образовательную деятельность по художественной литературе
Непосредственно образовательная
деятельность на тему: «Бежал ежик по дорожке» составлена для детей средней
группе (4-5 лет) в соответствии с Программой «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы. Представленный конспект является авторской
разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими
принципами: принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих
занятий и совместных действий воспитателя и детей), принцип активности
(поддерживалась мотивация и интерес), принцип доступности (соответствие
возрастным особенностям), принцип психологической комфортности.
Цель -
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и развития эстетического вкуса.
Исходя
из цели формируются следующие задачи:
·Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать
поступки героев, развивать связную речь.
·Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе.
·Воспитывать доброжелательное
отношение к героям сказки и друг к другу.
На занятии использованы
следующие методы и приемы: чтение и рассказывание, вопросы, игровая ситуация,
интонационное акцентирование на новых словах, многократное повторение,
косвенное подсказывание, оценка деятельности детей, поощрение.
На
организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к
занятию через интригующую проблемную ситуацию (поход в гости к Бабушке -
Загадушке). Прослушивание сказки детьми, послужило поводом для обсуждения
поведения ежика. Актуальность проблемы привязана к главному герою – ежику. Чтобы
повысить внимание и заинтересовать детей, сформировать у них позитивное
поведение с опорой на примере положительных сказочных героев, была рассказана
сказка Бабушкой-Забавушкой. Во второй части занятия детям предлагалось ответить
на вопросы. Вопросы ставились таким образом, чтобы они подталкивали к
размышлению. Была дана возможность каждому ребенку высказаться. На занятии в
качестве демонстрационного материала использовала мультимедийную презентацию.
На протяжении всего занятия дети были активны, легко вступали в беседу.
Все поставленные задачи в соответствии с
программой для данного возраста в процессе непосредственно образовательной
деятельности были решены.
Цель -
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и развития эстетического
вкуса.
Задачи:
·Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать
поступки героев, развивать связную речь.
·Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе.
·Воспитывать доброжелательное
отношение к героям сказки и к друг другу.
Методы и приемы: Чтение и
рассказывание, вопросы, игровая ситуация, интонационное акцентирование на новых
словах, многократное повторение, косвенное подсказывание, оценка деятельности
детей, поощрение.
Оборудование: Презентация
и мультимедийное оборудование, перчаточная кукла, фигурки животных настольного
театра.
Предварительная работа: Беседа,
рассматривание иллюстраций к сказке, характеристика животных.
Ход.
Воспитатель: Ребята, а вы
любите путешествовать? А хотите, отправимся с вами в сказочный лес. Нас в
сказочном лесу ждёт Бабушка - Забавушка, которая любит рассказывать сказки.
Дети: Да.
Воспитатель: Замечательно. Возьмите воображаемые рюкзаки
поднимите их. И так в путь.
Сказка по
лесу идёт, сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка, из
трамвая, из ворот,
И за мной, и за тобой сказки
бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит,
справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь
открыт.
Воспитатель: Шли мы долго, и пришли к Бабушке-Забавушке. Давайте
позовём Бабушку-Забавушку.
Словами: Здравствуй
Бабушка-Забавушка
В гости ждём тебя сюда!
Приходи к нам поиграть,
Веселится хохотать.
Т-с-с-с тихо тишина,
Может Бабушка пришла?
Дети ищут
бабушку (находят перчаточную куклу).
Бабушка - Забавушка:
Здравствуйте дети! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! Мы с вами отправимся в страну сказок. Сегодня я хочу
рассказать вам новую сказку: «Бежал Ёжик по дорожке». Слушайте внимательно.
(Чтение сказки.)
Бежал Ёжик по дорожке.
Нашёл Ёжик клиновые листья
и нацепил их на иголки. Встретил он
Волчонка под ёлкой. Сидит Волчонок,
дрожит от холода. Укрыл его Ёжик листьями.
Увидел Ёжик грибы и
нанизал их на иголки. Встретил он Медвежонка на полянке. Ищет Медвежонок еду, а найти ничего не может. Отдал
Ёжик ему грибы.
Заметил Ёжик яблоки и
надел их на иголки. Встретил он Кабанёнка. Грустно Кабанёнку одному в лесу.
Угостил его Ёжик яблоками.
Пошёл Ёжик дальше. А на
встречу ему Лиса. Свернулся Ёжик в клубочек, иголки выставил, зафыркал. Тут и
помощь подоспела. Выскочили из леса Волк, Медведь и Кабан и прогнали Лису.
Воспитатель сопровождает
чтение сказки показом слайдов на мультимедийном оборудовании.
Физкультминутка.
Жил в лесу колючий ёжик,
Был клубочком и без ножек (обнимают себя за
плечи )
Неумел он хлопать - Хлоп-хлоп,
(Хлопают в ладоши )
Неумел он топать - Топ-топ, (Дети хлопают)
Неумел он прыгать - Прыг-прыг, (Прыгают
на двух ногах)
А ребята в лес пришли,
Ёжика в лесу нашли,
Научили хлопать - Хлоп-хлоп,
Научили топать - Топ-топ,
Научили прыгать - Прыг-прыг,
Научили бегать (Бегают все вместе).
Повторное чтение сказки. По
ходу рассказывания сказки Бабушка – Забавушка показывает действие героев сказки
фигурками настольного театра (ежик, лисенок, волчонок, медвежонок, кабаненок). По окончании чтения проводит заключительную
беседу по содержанию сказки.
1. Ребята, вам понравилась
сказка?
2.О ком сказка? – о ежике.
3.Что нашел ежик в лесу? –
листочки.
4. Какие листочки? –
клиновые.
5. Что ежик сделал с
клиновыми листочками? - нацепил их на иголки.
6. Кого встретил под елкой
ежик? – волчонка.
7. Почему волчонок сидел
под елкой и дрожал? – замерз.
8. Как согрел ежик
волчонка? – укрыл кленовыми листьями.
9. Когда увидел ежик
грибы, что он сделал? – нанизал на иголки.
10. Кому отдал грибы? –
медвежонку.
11. Когда ежик заметил
яблоки, что он с ними сделал? – надел на иголки.
12. Кого угостил яблоками
ежик и почему? – кабаненка, ему было грустно.
13. Кого встретил ежик
дальше по пути? – лису.
14. Испугавшись лису, что
сделал ежик? - Свернулся в клубочек, иголки выставил, зафыркал.
15. Кто пришел на помощь ежику из леса? - Волк,
Медведь и Кабан и прогнали Лису.
16. Почему лесные звери
пришли на помощь ежику? – потому что ежик добрый, отзывчивый.
В ходе беседы педагог интонационно
обращает внимание детей на новые слова и
закрепляет их повторным произношением.
Бабушка – Забавушка: -
Молодцы, ребята на все мои вопросы ответили, слушали сказку внимательно. Ну, а
мне уж пора, приходите еще в гости я вам новую сказку расскажу. До свидания.
Воспитатель: - А нам,
ребятки пора возвращаться в детский сад.
Вот мы в сказке побывали
Много нового узнали
А теперь всей семьёй
Возвращаемся в детский сад
Приложение
Приемы, способствующие
лучшему усвоению материала:
• чередование хоровых и индивидуальных
ответов. Чередование разнообразных
хоровых и индивидуальных ответов позволяет вовлечь в работу всех детей,
обеспечивает каждому ребенку хорошую речевую нагрузку. Хоровыми могут быть
ответы всех детей или подгруппы: только девочек, или только мальчиков и т. п.;
• использование разнообразных игровых ситуаций.
Так, например, составлению рассказа об игрушке часто предшествует игра-инсценировка.
Участвуя в ней, ребенок охотно и легко запоминает слова и выражения, которые
позже он сможет использовать в своем ответе;
• обоснование необходимости выполнения задания.
Этот прием, приобретает особую значимость при многократном повторении
однотипного речевого материала. Воспитатель должен использовать мотивы, имеющие
значимость для ребенка (кому-то помочь, кого-то, более слабого, защитить и
т.п.).
Приемы, направленные на
поддержание внимания:
• сочетание упражнений с игровыми приемами
значительно повышает речевую активность детей, позволяет сохранять у них
устойчивый интерес к работе. Игровые приемы могут быть самыми разнообразными
• подготовка детей к восприятию ответа
сверстника.
использование физкультурных пауз. Статичная
поза утомительна для четырехлетних детей, поэтому воспитатель должен
предоставлять им возможность поменять ее в течение занятия, например,
предложить встать из-за столов и перейти к мольберту, подойти к столу, отыскать
что-то в комнате (по условиям дидактической игры), принять участие в
драматизации и т. п.
Приемы для обогащения и уточнения словаря детей
используются следующие:
• использование нового слова и
рассматривание предмета (демонстрация действия), которое оно обозначает.
• интонационное акцентирование внимания детей
на новом слове.
• многократное повторение речевого образца для
его дословного воспроизведения
• употребление нового слова.
Для активизации словаря
используются следующие приемы:
• вопросы
к детям, требующие
ответа-констатации (что? где? какой?) или ответа-размышления (как?
почему? зачем?);
• напоминание, косвенное подсказывание
известного ребенку слова
• подбор прилагательных и глаголов, характерных
для объекта
•
договаривание детьми слов, преднамеренно пропущенных воспитателем в
литературном произведении.