Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного
вида №15 «Солнышко»
Конспект НОД по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности для детей
с ЗПР «Колокольчики».
Тема:
«Осенние деревья»
Бабенко Светлана Вячеславовна
Воспитатель
МАДОУ ДСКВ №15
«Солнышко»
Краснодарский край,
Ст. Староминская,
Ул.Новая 2
Раб.тел. 86153 5-58-62
Сот.8 928- 412-36-33
Рецензия
на непосредственно образовательную деятельность Бабенко Светланы Вячеславовны
воспитателя МАДОУ ДСКВ №15 «Солнышко»
Непосредственно
образовательная деятельность на тему «Осенние деревья», методически построена
правильно, чётко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи,
которые реализовывались на протяжении всей непосредственно образовательной
деятельности.
Воспитателем расписана предварительная работа с детьми:
беседа, чтение художественной литературы, разучивание стихов, прослушивание
записей произведений, рассматривание иллюстраций.
Начало НОД предполагает непосредственную
организацию детей, вызывает интерес к предстоящей деятельности, создаёт
соответствующий эмоциональный настрой. Поэтапно происходит смена видов
деятельности.
Следует отметить использование различных
методических приёмов, которые располагались в порядке нарастания сложности. В
ходе непосредственно образовательной деятельности приёмы и обучения
индивидуализируются в соответствии с
уровнем развития, темпом восприятия, особенностям мышления каждого ребёнка.
Интеграция
различных образовательных областей:
художественное творчество, музыка, познание, выбранные воспитателем, позволяют
снять у детей утомляемость, перенапряжение за счёт переключения с одного вида
деятельности на другой, а также повысить работоспособность детей.
В ходе непосредственно образовательной
деятельности воспитатель добился выполнения поставленных задач. Использовал
индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Непосредственно
образовательная деятельность построена и проведена методически грамотно,
временные рамки выдержаны. Воспитатель проявила творческий подход в определении
идеи непосредственно образовательной деятельности, в её организации и подборе
дидактического материала.
Зам. зав
по ВМР МАДОУ ДСКВ №15 «Солнышко»_______________ /Попова Т.П../
Пояснительная записка к непосредственно образовательной деятельности по
художественно-эстетическому направлению, образовательная область
«Художественное творчество».
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по художественно – эстетическому направлению на тему: «Осенние деревья»
для детей с задержкой психического развития первого года обучения составлен в
соответствии с программой «От рождения до школы» Н. Е. Вераксыи методических
пособий: Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет», Т. С. Комарова
«Художественное творчество».
Цель занятия – развивать художественно-творческие
способности детей с ЗПР, используя различные технологии рисования.
Программные
задачи:
1.Продолжать
знакомить с разными видами деревьев. Продолжать учить рисовать осенние деревья.
Учить рисовать ствол с расходящимися
ветками. Учить рисовать листья дерева разными способами: примакиванием,
тычком жесткой полусухой кистью, пятнами.
2.
Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, воображение, мелкую
моторику рук.
3.
Воспитывать любовь к природе, желание передавать ее красоту в рисунке.
Для
достижения цели и задач были использованы методы и приёмы:
-наглядный
метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением различных деревьев и времён года);
-словесный
метод (рассказ-сопровождение для презентации);
-наглядно-практический
(выполнение изображения);
-информационно-развивающий
(беседа).
Решение
задач осуществлялось через такие образовательные области: коммуникация,
художественное творчество, здоровье, познание.
В начале своего занятия настроила детей на активную
работу, позитивный контакт друг с другом,
создала заинтересованность предстоящей деятельностью, познакомила детей
с темой занятия.
Использовала художественное слово, как средство
активизации имеющихся знаний об осенних деревьях. С детьми была проведена
физкультминутка и пальчиковая гимнастика. Это стимулировало принятие элементов
учебной задачи, создавало интерес, игровую мотивацию к содержанию занятия.
Дети изобразили
деревья разной величины с разноцветными
листьями, лужу, которую засыпали опавшие листья, яркое согревающее солнце. Так
дети представили природу в осеннее время года, красоту золотой осени. Дошкольники
выражали своё отношение к природе с помощью выразительных средств. Самым
значимым выразительным средством для детей явился цвет. Для большей
выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы
(а именно золотой осени), дети использовали в своих рисунках цвета: жёлтый, оранжевый, красный. Дети
рисовали светлыми и яркими красками, выражая тем самым своё положительное
отношение к природе, её объектам и явлениям. Дети рисовали крону деревьев
разными способами: примакиванием, тычком жесткой полусухой кисти или пятнами
(кончиком кисти).
Была проведена большая предварительная работа
перед рисованием, что помогло расширить
и уточнить представления детей об осени.
Применение
инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и
привлечь внимание детей. НОД построена и проведена методически грамотно, в хорошем
темпе, воспитатель проявил творческий подход в определении идеи НОД, в её
организации и подборе дидактического материала.
Программные
задачи:
1.Продолжать
знакомить с разными видами деревьев. Продолжать учить рисовать осенние деревья.
Учить рисовать ствол с расходящимися
ветками. Учить рисовать листья дерева разными способами: примакиванием,
тычком жесткой полусухой кистью, пятнами.
2.
Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, воображение, мелкую
моторику рук.
3.
Воспитывать любовь к природе, желание передавать ее красоту в рисунке.
Методы и
приемы: художественное слово, беседа, поощрение, показ способов рисования,
объяснение, показ слайдов, указания, анализ, индивидуальная работа с детьми.
Словарная
работа: изогнутые, крона дерева, ярко красный, примакивание, тычок.
Оборудование:
Демонстрационный
материал:
Предметные
картинки разных деревьев (дуба, клена, осины, березы, липы. куста рябины) ,
мультимедийное оборудование.
Раздаточный
материал: тонированная бумага голубого цвета, кисти, гуашь, палитры, баночки с
водой, салфетки.
Предшествующая
работа:
Прогулка в
парк, рассматривать осенних деревьев и листьев на прогулке, рассматривание
иллюстраций, заучивание стихотворения М.Пожарова «Дуб», А.П.Плещева «Осенью»,
Б.И.Плущина «Осень, прослушивание аудиозаписи П.И.Чайковского «Времена
года», тонирование
бумаги голубым цветом.
Ход
Воспитатель:
Читает стихотворение М.Садовского «Осень»
Березы
косы расплели,
Руками
клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи
затопали.
Поникли
ивы у пруда,
Осины
задрожали,
Дубы,
огромные всегда,
Как будто
маленькие стали.
Все
присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь
елочка пригожая
К зиме
похорошела.
Воспитатель:
- Какое время года описывается в стихотворение?
Дети: -
Осень.
Воспитатель:
- Почему. Вы так думаете?
Дети: -
Потому, что все деревья поникли, пожелтели, только елочка к зиме похорошела.
Воспитатель:
- О каких деревьях говорится в стихотворении?
Дети: - О
березе, клене, тополе, иве, осине, дубе, елочке.
Воспитатель:
- Ребята, а давайте вспомним нашу прогулку в парке, мы с вами наблюдали и
рассматривали осенние деревья. Какие вы видели деревья?
Дети: -
Березу, клен, липу, орех, калину.
(мультимедийная
презентация «Деревья осенью».)
Воспитатель:
- Я предлагаю вам сейчас рассмотреть изображения некоторых деревьев, обратите
внимание на разную форму стволов – они бывают тонкими и толстыми, прямыми и
изогнутыми, низкими и высокими; посмотрите на крону деревьев она бывает
раскидистая или подтянутая вверх; обратите внимание на окраску листьев – липа
долго стоит зеленая, на калине листья ярко-красные, у березы и клена листва
желтая или оранжевая.
Под
впечатлением красоты этих осенних деревьев поэты писали стихи, композиторы –
музыку, художники картины ( дети рассматривают картины деревьев под музыку
П.И.Чайковского «Времена года», делятся впечатлениями, решают, что бы они
хотели нарисовать.)
Воспитатель:
- А вы хотите стать настоящими художниками?
Прежде чем отправиться в нашу мастерскую, где уже все готово, давайте
поиграем.
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам погулять по осеннему парку в игру: «Осенние
листочки».
Игра
Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели
И на землю снова сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель:
- А теперь давайте пройдем в нашу мастерскую. Присаживайтесь, пожалуйста, за
столы.
Воспитатель:
Чтобы кисточка была послушна в ваших руках, нам необходимо размять наши
пальчики, для этого выполним пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».
1, 2,
3, 4, 5 – будем листья собирать
Листья березы,
(загибаем пальцы поочередно)
Листья
рябины,
Листья
тополя,
Листья
осины,
Листья
дуба,
Мы
собираем
Маме
осенний
Букет отнесем.
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас возьмите пожалуйста голубые листы и изобразите дерево с
раскидистыми ветками.
(воспитатель
объясняет последовательность, сопровождая показом мнемотаблицы).
Воспитатель:
- Вот какие замечательные деревья получились у нас.
-Ребята,
расскажите, что вы будете делать дальше?
Дети: -
Рисовать разноцветные листья.
Воспитатель:
- Да, теперь вы художники и нарисуете разноцветную крону.
Воспитатель:
Нарисовать разноцветную крону на ветвях можно разными способами например:
примакиванием, тычком жесткой полусухой кисти или пятнами (кончиком кисти) –
разноцветная крона бывает (зеленая, красная, желтая, оранжевая)
(в процессе рисования звучит музыка).
Воспитатель:
Музыка вам напомнит о шелесте листочков.
Самостоятельная
работа: По ходу НОД проводится индивидуальная работа с затрудняющими детьми.
Анализ
работ: Ребята, вы сегодня были настоящими художниками, вы очень старались и
поэтому у вас получились красивые осенние деревья. Расскажите о своих деревьях:
как называются деревья, которые вы изобразили, какая у них крона, высокие или
низкие они, какой цвет краски вы использовали для листьев. Дети проводят анализ
своих рисунков. Ребята, а теперь давайте оформим выставку, и у нас получится с
вами замечательный, яркий осенний парк, который мы обязательно покажем нашим
родителям.