Наш логотип
Меню сайта
ФОП ДО, ФАОП ДО
ГОД СЕМЬИ 2024
Консультац. центр
Электронные услуги
Полезные сайты
Главная » Файлы » Меню сайта » Страничка учителя логопеда

Речевое развитие дошкольников
26.11.2013, 11:43

Консультация для родителей

Речевое развитие дошкольников

        Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьезная наука немалое искусство. Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими. Речь возникает из потребности высказаться, высказывания взрослого человека порождаются определенными побуждениями, а у детей – только при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит, потребность в общении – первое условие речевого развития. Следовательно, нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом.

       Особые сложности в плане речевого общения имеют дети с ОНР. Это проявляется в несформированности языкового компонента, включающего звукопроизносительную сторону речи, лексико-грамматический строй, связную монологическую речь, а также некоторые когнитивные компоненты: речевое мышление, воображение, речеслуховую память, и в неумении применять данные средства на практике.

         Проблема недоразвития речи современных детей весьма актуальна. Ее изучением занимаются ученые различных областей науки: языкознания, лингвистики, психолингвистики, нейропсихологии, психологии, коррекционной педагогики.

           Часто воспитатели и родители сталкиваются с тем, что дети вместо того, чтобы сказать что-либо словами, пожимают плечами, или чтобы высказаться по поводу заинтересовавшего их объекта, молча указывают пальцем в нужном направлении. Иногда для привлечения внимания говорят: «Мам, смотри!», или теребят одежду стоящего рядом взрослого. Речь, заменяется системой жестов, на которую взрослые часто не обращают внимания, считая ее нормой. А между тем дошкольное детство – «золотой» период, во время которого закладываются у ребенка способности к общению, обмену информацией, получению новых впечатлений. Пройдет совсем немного времени после ухода из детского сада, и он сам будет считать нормой то, что не может выразить мысль словами и ему не слишком нужно общение. А еще через некоторое время будет уверять, что «ну не умеет правильно высказаться и все тут», потому что от природы ему этого не дано.

            Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка», но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в диалогах, описанию предметов и явлений и многому все-таки можно, если заниматься этим системно, технологично и главное не скучно для ребенка.

       Основной задачей потребности в общении – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к познанию способов общения друг с другом. По данным И. А. Зимней коммуникативное намерение чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта. Этот фактор настолько сильно влияет на эффективность и продуктивность порождения высказывания, что при неблагоприятных обстоятельствах может чрезвычайно редуцировать высказывание или блокировать речевую активность.

        Дети любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что они наблюдали в текущий момент и что их удивило. Им нравится почти все, что можно делать руками, они с удовольствием комментируют происходящее. Когда им «по душе» процесс, могут говорить даже сами с собой и при этом быть удовлетворены такой «самобеседой».

     Дети не любят:

-описание картин;

-призывы к монологической речи, пересказам и полным ответам;

-рассказы о достопримечательностях, художниках и писателях.

     Для этого необходимо постепенно вводить в учебно-воспитательный процесс определенную систему правил6

-любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется;

-знаешь сам, скажи другому;

-всегда следи за тем, чтобы речь была точной и ясной;

-выслушай собеседника внимательно до конца;

-будь доброжелательным;

-нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам; следует высказаться по очереди;

-слушая, смотри на собеседника, выделяй главное в его речи и старайся понять его;

-внимательно выбирай форму обращения: «ты» или «вы»;

-старайся придерживаться нормального темпа речи, не убыстряя и не замедляя его;

-нельзя жевать, зевать во время разговора;

-речь должна быть умеренно громкой, чтобы ее услышали все присутствующие и др.

 

БЕСЕДА.

Система работы по формированию навыков речевого общения предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа ситуации, словесного рисования. В ходе бесед обращается внимание детей на последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, на отношение к тем, кто поступает вразрез с правилами, на его переживания, на собственное эмоциональное состояние.

 

Правила поведения в семье

   Каждый ребенок знает о том, что мама, папа, бабушка, дедушка и остальные члены семьи – самые верные, самые надежные друзья. Они всегда с тобой рядом: и в праздники и в трудную минуту. Как бы они ни были утомлены, а иногда даже больны, всегда тебя накормят, напоят, выслушают, приласкают, дадут добрый совет.

   Вспомни: ты болен, лежишь в постели, у тебя высокая температура. А твои мама и бабушка внимательны и заботливы с тобой: дают лекарство, ставят горчичники и градусник, говорят тебе такие добрые, ласковые слова, от которых стихает боль и уходит болезнь.

     А если в вашем доме праздник?.. Ну, скажем, Новый год… Вместе с тобой родители убирают квартиру. Бабушка печет пирог. В эти дни от веселых забот и от любви твоих близких в доме становится так тепло, что даже Дед Мороз с внучкой Снегурочкой заглядывают на огонек!

      Все-все, что есть в доме и у тебя самого, - все вещи, книги и игрушки – сделаны руками или куплены на деньги, заработанные твоими близкими. Ведь они всю свою жизнь не устают трудиться. Взгляни-ка внимательно на руки бабушки или дедушки. Сколько работы переделали они за свою жизнь!... Быть может, они строили дома? А может, водили в море корабли? Или самолеты в небе?.. Может быть, учили в школе детей? Или лечили людей? Или растили хлеб?

       Как-нибудь попроси их рассказать тебе об этом. Послушав их рассказ, ты еще лучше поймешь: какие замечательные люди живут в твоей семье. А то порой некоторые мальчики и девочки не очень-то хорошо знают своих родителей, не очень часто думают о них. А между тем…

       Вот – твоя мама… Сколько всяких разных дел успевает она сделать за один только день! Приготовить утром завтрак, убрать со стола, проводить тебя в детский сад, а твоего старшего брата или сестру в школу. Много часов мама на работе, но она еще успевает сходить в магазин и приготовить ужин, навести порядок в доме, почитать с тобой книжку и поиграть, помыть тебя и уложить в постель. Потом постирать, пошить, связать и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у нее есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогали папа, остальные члены семьи.

       Твой папа – добрый, умный, образованный человек. С ним очень интересно – он про все на свете знает: про свой завод, про то, откуда взялись звезды, и зачем нужно смазать лыжи в сильный мороз, про разные страны, и про рыб, которые водятся в вашей речке, про знаменитых шахматистов. А иногда даже про то, как нужно жарит яичницу-глазунью.

     Вот какие удивительные люди живут-проживают в твоей семье. Все они самые верные и самые надежные твои друзья. А друзей нужно беречь, заботиться о них, во всем стараться им помочь. Поэтому, пожалуйста, как можно чаще сам мой посуду после еды. Не оставляй это дело для бабушки и мамы. Когда бабушка, дедушка, мама приходят с улицы домой, помоги им раздеться и принести тапочки.

      А если ты отправился со взрослыми в гости или на прогулку в автобусе не спеши скорее сесть сам. Обязательно усади на свободное место своих старших друзей, особенно женщин – они ведь так редко отдыхают.

    Никогда не перебивай в разговоре взрослых и. конечно, не груби им, пожалуйста…

     Старайся быть настоящим хозяином в своем доме, будь опрятен и аккуратен, клади на место свои вещи, игрушки, книги, убирайся в доме: подметай пол и вытирай пыль.

           Не шуми, если кто-нибудь из твоих близких болен или работает. Старайся не ссориться с младшими братьями и сестрами, если они у тебя есть.

           Будь, пожалуйста, ласков и добр со своими близкими и со всеми окружающими. Тогда ты не огорчишь маму, папу, бабушку или кого-нибудь в твоей семье.

 

Подготовила консультацию учитель-логопед Богдан О.И.

По материалам Л.В. Васильевой-Гангус и Л.С. Дмитриевских.

Категория: Страничка учителя логопеда | Добавил: mdou15
Просмотров: 689 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]