Консультация
для родителей
Речевое развитие дошкольников
Речь – самый простой и самый сложный
способ самоутверждения, пользоваться ею – серьезная наука немалое искусство.
Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний, как видом
деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении,
которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с
окружающими. Речь возникает из потребности высказаться, высказывания взрослого
человека порождаются определенными побуждениями, а у детей – только при наличии
эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной
деятельности. Значит, потребность в общении – первое условие речевого развития.
Следовательно, нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению
коммуникативной деятельности и общения в целом.
Особые сложности в плане речевого
общения имеют дети с ОНР. Это проявляется в несформированности языкового
компонента, включающего звукопроизносительную сторону речи,
лексико-грамматический строй, связную монологическую речь, а также некоторые
когнитивные компоненты: речевое мышление, воображение, речеслуховую память, и в
неумении применять данные средства на практике.
Проблема недоразвития речи современных
детей весьма актуальна. Ее изучением занимаются ученые различных областей
науки: языкознания, лингвистики, психолингвистики, нейропсихологии, психологии,
коррекционной педагогики.
Часто воспитатели и родители
сталкиваются с тем, что дети вместо того, чтобы сказать что-либо словами,
пожимают плечами, или чтобы высказаться по поводу заинтересовавшего их объекта,
молча указывают пальцем в нужном направлении. Иногда для привлечения внимания
говорят: «Мам, смотри!», или теребят одежду стоящего рядом взрослого. Речь,
заменяется системой жестов, на которую взрослые часто не обращают внимания,
считая ее нормой. А между тем дошкольное детство – «золотой» период, во время
которого закладываются у ребенка способности к общению, обмену информацией,
получению новых впечатлений. Пройдет совсем немного времени после ухода из
детского сада, и он сам будет считать нормой то, что не может выразить мысль
словами и ему не слишком нужно общение. А еще через некоторое время будет
уверять, что «ну не умеет правильно высказаться и все тут», потому что от
природы ему этого не дано.
Безусловно, не из всякого ребенка
можно вырастить «говорунка», но сформировать способности к точному высказыванию
своих мыслей, полноценному участию в диалогах, описанию предметов и явлений и
многому все-таки можно, если заниматься этим системно, технологично и главное
не скучно для ребенка.
Основной задачей потребности в общении –
вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение,
инициативность и стремление к познанию способов общения друг с другом. По
данным И. А. Зимней коммуникативное намерение чрезвычайно сильно зависит от
комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной
окрашенности контакта. Этот фактор настолько сильно влияет на эффективность и
продуктивность порождения высказывания, что при неблагоприятных обстоятельствах
может чрезвычайно редуцировать высказывание или блокировать речевую активность.
Дети любят говорить о ярких
впечатлениях из личных событий; о том, что они наблюдали в текущий момент и что
их удивило. Им нравится почти все, что можно делать руками, они с удовольствием
комментируют происходящее. Когда им «по душе» процесс, могут говорить даже сами
с собой и при этом быть удовлетворены такой «самобеседой».
Дети не любят:
-описание
картин;
-призывы
к монологической речи, пересказам и полным ответам;
-рассказы
о достопримечательностях, художниках и писателях.
Для этого необходимо постепенно вводить в
учебно-воспитательный процесс определенную систему правил6
-любое
мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется;
-знаешь
сам, скажи другому;
-всегда
следи за тем, чтобы речь была точной и ясной;
-выслушай
собеседника внимательно до конца;
-будь
доброжелательным;
-нельзя
говорить одновременно нескольким собеседникам; следует высказаться по очереди;
-слушая,
смотри на собеседника, выделяй главное в его речи и старайся понять его;
-внимательно
выбирай форму обращения: «ты» или «вы»;
-старайся
придерживаться нормального темпа речи, не убыстряя и не замедляя его;
-нельзя
жевать, зевать во время разговора;
-речь
должна быть умеренно громкой, чтобы ее услышали все присутствующие и др.
БЕСЕДА.
Система
работы по формированию навыков речевого общения предусматривает использование
ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, анализа
ситуации, словесного рисования. В ходе бесед обращается внимание детей на
последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, на отношение к тем,
кто поступает вразрез с правилами, на его переживания, на собственное
эмоциональное состояние.
Правила поведения в
семье
Каждый ребенок знает о том, что мама, папа,
бабушка, дедушка и остальные члены семьи – самые верные, самые надежные друзья.
Они всегда с тобой рядом: и в праздники и в трудную минуту. Как бы они ни были
утомлены, а иногда даже больны, всегда тебя накормят, напоят, выслушают,
приласкают, дадут добрый совет.
Вспомни: ты болен, лежишь в постели, у тебя
высокая температура. А твои мама и бабушка внимательны и заботливы с тобой:
дают лекарство, ставят горчичники и градусник, говорят тебе такие добрые,
ласковые слова, от которых стихает боль и уходит болезнь.
А если в вашем доме праздник?.. Ну,
скажем, Новый год… Вместе с тобой родители убирают квартиру. Бабушка печет
пирог. В эти дни от веселых забот и от любви твоих близких в доме становится
так тепло, что даже Дед Мороз с внучкой Снегурочкой заглядывают на огонек!
Все-все, что есть в доме и у тебя самого,
- все вещи, книги и игрушки – сделаны руками или куплены на деньги,
заработанные твоими близкими. Ведь они всю свою жизнь не устают трудиться.
Взгляни-ка внимательно на руки бабушки или дедушки. Сколько работы переделали
они за свою жизнь!... Быть может, они строили дома? А может, водили в море
корабли? Или самолеты в небе?.. Может быть, учили в школе детей? Или лечили
людей? Или растили хлеб?
Как-нибудь попроси их рассказать тебе об
этом. Послушав их рассказ, ты еще лучше поймешь: какие замечательные люди живут
в твоей семье. А то порой некоторые мальчики и девочки не очень-то хорошо знают
своих родителей, не очень часто думают о них. А между тем…
Вот – твоя мама… Сколько всяких разных
дел успевает она сделать за один только день! Приготовить утром завтрак, убрать
со стола, проводить тебя в детский сад, а твоего старшего брата или сестру в
школу. Много часов мама на работе, но она еще успевает сходить в магазин и
приготовить ужин, навести порядок в доме, почитать с тобой книжку и поиграть,
помыть тебя и уложить в постель. Потом постирать, пошить, связать и посмотреть
немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать
столько дел! Хоть у нее есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет.
Впрочем… может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей
не помогали папа, остальные члены семьи.
Твой папа – добрый, умный, образованный
человек. С ним очень интересно – он про все на свете знает: про свой завод, про
то, откуда взялись звезды, и зачем нужно смазать лыжи в сильный мороз, про
разные страны, и про рыб, которые водятся в вашей речке, про знаменитых
шахматистов. А иногда даже про то, как нужно жарит яичницу-глазунью.
Вот какие удивительные люди живут-проживают
в твоей семье. Все они самые верные и самые надежные твои друзья. А друзей
нужно беречь, заботиться о них, во всем стараться им
помочь. Поэтому, пожалуйста, как можно чаще сам мой посуду после еды. Не
оставляй это дело для бабушки и мамы. Когда бабушка, дедушка, мама приходят с
улицы домой, помоги им раздеться и принести тапочки.
А если ты отправился со взрослыми в гости
или на прогулку в автобусе не спеши скорее сесть сам. Обязательно усади на
свободное место своих старших друзей, особенно женщин – они ведь так редко
отдыхают.
Никогда не перебивай в разговоре взрослых
и. конечно, не груби им, пожалуйста…
Старайся быть настоящим хозяином в своем
доме, будь опрятен и аккуратен, клади на место свои вещи, игрушки, книги,
убирайся в доме: подметай пол и вытирай пыль.
Не шуми, если кто-нибудь из твоих
близких болен или работает. Старайся не ссориться с младшими братьями и
сестрами, если они у тебя есть.
Будь, пожалуйста, ласков и добр со
своими близкими и со всеми окружающими. Тогда ты не огорчишь маму, папу,
бабушку или кого-нибудь в твоей семье.
Подготовила
консультацию учитель-логопед Богдан О.И.
По
материалам Л.В. Васильевой-Гангус и Л.С. Дмитриевских.